ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Nov. 10, 2025

Праздник недопонимания

Рейтинг: 0

Автор: Руслан Горевой. Наша Версия

Что Россия отметила в День народного единства

Праздновать День народного единства, как можно было в очередной раз убедиться накануне, у нас готовы не только лишь все. Коммунистам, да и левым вообще, невдомёк, какое единство может быть у буржуя-эксплуататора с угнетённым элементом. Правые, в свою очередь, тоже не всякого братом готовы считать, как там Данила Багров признавался. Этот ларчик, на самом деле, открыть проще, чем принято думать, но, похоже, в этом пока нет особой необходимости? Или – как?

Длинными праздниками нашего человека не напугаешь. Две недели отмечаем Новый год, ещё 10 дней – майские. Вот и осенью следовало бы поступить точно так же: начать праздновать в День провозглашения Российской империи, 2 ноября, а закончить – 7-го, в День октябрьской революции. Вот и мостик меж двух наших империй, и все были бы счастливы. Поступили, однако, иначе. То ли по наущению Владислава Суркова, персонажа, поднаторевшего в дворцовых коллизиях, но провалившего с треском важнейшее украинское направление деятельности, то ли рассудив, что праздновать дни двух империй молодой демократии не след. И вышло, как у нас говорится, ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.

«Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники…»

Союзная Белоруссия, к слову сказать, продолжает отмечать день 7 ноября – красный день календаря – всей страной, на государственном уровне. Безо всяких идеологических судорог. Понятно, что дату 4 ноября в 2005 году выбрали как антитезу 7 ноября, рассуждает перебравшийся в Белоруссию украинский телеведущий Максим Равреба. «Но если 7 ноября 1917-го понятно, что случилось, то 4 ноября 1612-го не случилось, по моему разумению, ровно ничего. В Кремле 4 ноября заседало формально законное на тот момент правительство, которое хранило царский престол его величества Владислава I, династии Габсбург-Ваза, который был утверждён русским парламентом – боярами». Никакой польской оккупации, выходит, и не было? Историки определяют Смутное время как борьбу за власть на Москве, после того как прервалась династия Рюриков, отмечает Равреба. «Царя стали выбирать, но не как в Польше, в парламенте, а на более широком и представительном Земском соборе. Выбрали Годунова, Лжедмитрия, Шуйского, а оппозиция в «альтернативной столице» Тушино выбрала Лжедмитрия II, а затем – Владислава из дома Габсбург-Ваза. Но католический царь на берегах Москвы-реки был страшным сном на берегах Темзы, а династия Ваза закрывала Англии торговые маршруты в Китай через Волгу и Енисей. Захватили Москву, низложив Владислава, который так и не приехал короноваться. Земский собор выбрал на царство Михаила Романова, который тут же заключил союз с Англией против Католической лиги в Тридцатилетней войне». Можно эту историю, пожалуй, и так рассказать, разве нет? И какое тогда «народное единство»? Историки обречены, обсуждая этот сюжет, спорить и доказывать свою правоту и громить оппонента. Но в этом споре едва ли родится истина, не считаете?

Есть, конечно же, и другая точка зрения. «Что мы празднуем 4 ноября, если кратко? – риторически вопрошает историк Александр Дюков, научный сотрудник Института российской истории РАН. – Добрые русские люди, которым надоело жить без государства, собрались и, помолясь, освободили столицу от засевших в ней иноземцев. Поскольку жить без государства было плохо всем, к русским людям присоединились татары, которых совершенно не смущало, что воссоздаваемое государство будет православным. А когда Кремль освободили – провели парад победы. Странно говорить очевидность, но приходится: ни одного узбека, таджика, туркмена, киргиза и азербайджанца в ополчении Минина и Пожарского* не участвовало. И после освобождения Кремля фестиваль плова на Красной площади не проводился». И ведь не поспоришь. Но с таким посылом что-то в этом народном единстве начинает смущать. Равреба, скажем так, условный республиканец просоветского воспитания, а Дюков – условный монархист. И оба, заметьте, недовольны. А левая Дарья Митина – та и вовсе как-то высказалась о празднике максимально эмоционально. «Не бывает единства паразита с трудящимся, а волка – с ягнёнком. Не получилось новый праздничек сконструировать. Вы плохие сказочники. В ваши сказки никто не верит, и рассказывать вы их не умеете». Ну как, ощутили единство? И так ведь из года в год.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни