ТОП 10 лучших статей российской прессы за Окт. 1, 2015
Вот такой я сумасшедший!
Автор: Татьяна Зайцева. ТЕЛЕНЕДЕЛЯ для всей семьи. Москва
Нашим корреспондентам повезло дважды. Во-первых, им удалось пообщаться с Евгением Петросяном сразу после его юбилея, а во-вторых, вместе с артистом дома оказалась его дочь — нечастый гость в Москве, так как Вика давно живет в Нью-Йорке. Благодаря этим двум обстоятельствам самый знаменитый шутник страны раскрылся с новой, неожиданной стороны.
Евгений Петросян
 Родился: 16 сентября 1945 года в Баку  
   
  Семья: жена — Елена Степаненко, эстрадная артистка; дочь — Викторина, искусствовед; внуки — Андрей (20 лет); Марк (17 лет)  
   
  Образование: окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства им. Маслюкова (ВТМЭИ), ГИТИС  
   
  Карьера: артист разговорного жанра; режиссер-постановщик  спектаклей («Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Дураки мы все»,  «Когда финансы поют романсы», «Семейные радости», «Шутки в сторону»  и др.); телеведущий («Голубой огонек», «Утренняя почта»,  «Смехопанорама», «Шутка за шуткой», «Кривое зеркало»); автор книг «Хочу  в артисты!», «От смешного до великого», «Петросмешки». Народный артист  РСФСР  
— Евгений Ваганович, удивительное дело: вы  признанный мэтр эстрады, на профессиональной сцене более полувека,  отметили 70-летие, а ощущение, что возраст над вами не властен.  Признайтесь, владеете каким-то секретом?   
   
  — Секрет один: я очень люблю то дело, которым занимаюсь всю жизнь,  и поэтому не устаю работать практически круглосуточно. В качестве  примера могу вкратце перечислить все, чем занимался последние месяцы:  написал более 40 сценариев для «Смехопанорамы» — на весь следующий год,  снялся в пяти двухчасовых телефильмах «Улыбка длиною в жизнь…» — к моему  70-летию, подготовил сольный концерт, съездил на гастроли  в Краснодарский край, на «Юморину» в Сочи; снял пять программ  «Петросян-шоу» и теперь готовлюсь к юбилейным концертам «70 лет — уже  не в обед», которые будут проходить в Москве и Петербурге.  
   
   
  — Вот это ассортимент — фантастика! А к слову, как вы воспринимаете юбилей?    
— Знаете, я давно исследую юмористический фольклор, собираю все самое смешное, интерпретирую по-своему и представляю либо на сцене, либо в книжках. В одном из моих спектаклей я как раз озвучил определение круглых дат: «Юбилей — это когда много цветов, а ты еще жив». (С улыбкой.) Конечно, годы напоминают о том, что потихоньку ты как бы уходишь с базара. Ну возраст такой — что поделать. Зато радуешься каждому дню. Об этом же говорит один из моих эстрадных персонажей — дедушка-скептик, подсмеивающийся над всеми и над собой. Пережив клиническую смерть, он вдруг серьезно сказал сам себе: «К сожалению, я лишь сейчас начинаю понимать, как это здорово — проснуться и жить: ждать звонка, дарить цветы, нестись на машине, заниматься любимым делом, есть хлеб, пить с друзьями вино…»
— Интересно, а когда вы первый раз выпили?    
      — (Смеясь.) Ух, какие вопросы вы задаете! Это был мой день  рождения — лет восемь мне исполнялось. Все собрались за праздничным  столом. Родителям привезли из деревни молодое вино — в огромных бутылях,  четверти назывались. И вот гостям его разливают, а мне нет. «Что за  безобразие, — думаю, — я тоже хочу!» Прошу: «Дайте попробовать». Мама  категорически: «Еще чего, ни в коем случае! Не хватало, чтобы ты  алкоголиком стал». И вдруг отец говорит: «Пусть выпьет, ничего  не случится. Алкоголиков в нашем роду никогда не было и быть не может».  К слову, сообщу вам примечательный факт: в Армении нет ни одного  вытрезвителя.  
Короче, много выпить мне конечно же не дали,  но вино я все-таки продегустировал. А серьезно напился лет в двенадцать.  Опять отмечали мой день рождения, детям места за праздничным столом  не нашлось, и для нас поставили столик в прихожей. Дали еды, лимонад  и оставили в покое. А в углу стояла четверть вина, опять же присланная  отцу. И я сказал своим двоюродным и троюродным братьям: «Что, мы хуже  них, что ли?» Они идею поддержали. В общем, взрослые прозевали, и мы  напились основательно. (С улыбкой.) Молодое вино очень коварное. Но  вообще-то я был серьезным мальчиком.  
   
   
  — Из какой семьи?    
      — Отец был ученым, математиком, преподавал в Педагогическом  институте. Мать по профессии химик, работала в каком-то учреждении типа  «Азнефти». Жили мы в Баку. Мама приехала туда с родителями  из Днепропетровска в годы голодомора — спасались от голода. А папино  семейство перебралось раньше, в 1915-м, из Шемахинской области — это  тоже в Азербайджане.  
   
  Я у них был долгожданным ребенком. Всю войну не рождался, хотя родители  были женаты с 1939 года и в военные годы не разлучались (папа  от воинской службы был освобожден). А вот когда окончательно стало  понятно, что победа не за горами, я и был спроектирован. И четыре месяца  спустя после Победы появился на свет. Между прочим, имя получил  непосредственно 9 мая. Мама тогда еще работала на военном заводе. После  работы все остались праздновать, и кто-то из присутствующих обратил  внимание на женщину в положении. В экстремальные моменты жизни каждой  мелочи придается особое значение, и в тот торжественный день люди  увидели не просто беременную сотрудницу, а символ — зарождающуюся новую  жизнь, победу жизни над смертью. Они сказали: «Давайте сегодня дадим имя  будущему человеку!» И коллективно выбрали такое, которое подходило бы  и мальчику, и девочке — Женя.  
   
  В тот победоносный год в нашей стране появилось много мальчиков — так  Господу было угодно. И среди них, к вашему сведению, много юмористов:  Альтов, Коклюшкин, Хазанов, Якубович…  
— Удивительное совпадение. А как протекала ваша жизнь в послевоенном Баку?    
      — Как и везде: бедно, голодно. Хотя на Кавказе, наверное, было  чуть полегче: все-таки солнечный край, много фруктов… Но все равно.  Игрушек у меня лет до восьми не было вообще. Помню, когда соседскому  мальчику привезли из Москвы красивую машинку, я горько плакал.  
   
  Трудности касались всех. Эйфория победы прошла, и люди озаботились  новыми проблемами. Все ходили угрюмые, неулыбчивые, сосредоточенные  на своих проблемах. Поэтому на всю жизнь запомнил свои впечатления  от литературного концерта «Вечер юмора», на который впервые попал в семь  лет. Артисты читали рассказы Чехова, Зощенко, Ардова… Я обратил  внимание на зрителей: вокруг меня сидели хохочущие люди, и у них были  другие лица — счастливые, радостные. Я был потрясен. С этого момента  меня охватило неистовое желание дарить людям радость, смешить их.  
Я начал воплощать свою мечту в жизнь. В школе,  когда класс по каким-то причинам оставался без учителя, рассказывал  ребятам что-нибудь веселое. Все смеялись, а я радостно думал: «Ура,  получается!» Школа была моим первым тренировочным полигоном. Там все  в меня верили, уверяли, что я будущий артист. Я начал заниматься  в самодеятельности, был актером в народном драмтеатре и учеником  кукловода в кукольном театре, выступал в агитбригадах, играл сценки  из оперетт, читал фельетоны, басни, стихи, вел сольный и парный  конферанс. От Клуба моряков у нас организовалась небольшая  самодеятельная концертная бригадка, в нее входил молодой Муслим  Магомаев. Мне было 12 лет, ему — 15; я выступал с номерами, он пел.  Тесно не дружили, но общались очень хорошо и сохранили добрые отношения  на всю жизнь.  
   
  Может, нескромно прозвучит, но это факт: после концерта ко мне часто  приходили зрители и говорили: «Молодой человек, не бросайте это дело, мы  в вас верим». В общем, проблемой выбора профессии я не был обременен,  поскольку ставил перед собой одну задачу — стать артистом  юмористического жанра. И совершенно четко знал, что сумею ее решить.  
   
   
  — А что на этот счет думали ваши родители?    
      — Тут надо провести грань между их отношением к моему намерению  и их поступками. Безусловно, они мне говорили что-то типа: «Сначала  получи нормальное образование, а потом можешь валять дурака». То есть  стань полноценным человеком — инженером, ученым, медиком… А если потом  останется все-таки желание актерствовать, можешь попробовать. Но мама  с папой не чинили мне препятствий. Более того, со своей стороны лишь  укрепляли меня в моем желании: часто водили в театры, в музеи,  на концерты, в цирк. В 10 лет с их помощью я начал изучать историю  искусств. А папа привил мне любовь к книгам. Его все называли «ходячая  энциклопедия», и он воспитывал меня, если так можно сказать, в книжном  мире: в комнате строил мне дом из книг, и я, совсем маленький,  располагался там и что-то читал, картинки разглядывал.  
   
   
  — Просто пай-мальчик рос. Неужели не озорничали?    
      — От плохих компаний Бог меня хранил, а схулиганить однажды  попробовал — хотел проверить себя на мужественность. Я видел, как ребята  прыгают на ходу с трамвая, и решил тоже научиться. Начал  экспериментировать. Но все-таки осторожничал, чтобы не попасть на рельсы  под колеса, вскакивал на последнюю подножку, где колес нет. Думал:  «Расшибусь, но хоть не убьюсь». И наладил это дело — у меня стало  получаться довольно ловко. Дальше решил усовершенствовать  «мастерство» — взобрался, как самые отчаянные мальчишки, на буфер  трамвая сзади. А там даже держаться не за что, выступов никаких нет. Это  на самом деле очень опасно. И вот сижу на этом буфере, пытаюсь хоть  как-то уцепиться за стекло. Трамвай вот-вот тронется и поедет под горку.  Вдруг моему уху становится ужасно больно и какая-то неведомая сила  стягивает меня вниз. «Силой» этой оказался мой отец. Обычно он  возвращался с работы поздно вечером, а тут вернулся в два часа дня!  Не иначе как Бог его послал. И он, ни слова не говоря, за ухо вел меня  до самого дома. (Смеясь.) Все! Больше я никогда такими глупостями  не занимался.  
   
   
  — А учителей разыгрывали, пародировали?    
      — Я всегда предпочитал розыгрыши добрые, со знаком плюс. Как-то мы  с дочкой Викой разыграли одного нашего приятеля. Дело было так:  я находился в Петербурге с концертами, а он — в Москве. 8 января мы  с ним разговаривали по телефону. Он сообщил, что на следующий день летит  в Нью-Йорк, и предложил мне тоже полететь — ведь у меня дочь там живет.  Я объяснил, что устал после новогодних концертов и лететь с ним  не в состоянии. А через день так вышло, что по семейным обстоятельствам  мне понадобилось срочно туда вылететь. Мой друг об этом не знал.  Прилетев, он позвонил Вике и предложил повидаться, она радостно  согласилась, и они договорились о встрече. А я дочку предупредил:  «Молчи, не сообщай ему, что я тоже здесь». Дальше происходит следующее.  Вика подъезжает к гостинице, где поселился мой друг с супругой, они  садятся в ее машину и едут. А я стою на улице в условленном месте, жду  их — в элегантном пальто, шляпе с широкими полями. Немножко  экстравагантно вырядился. Стою, ловлю машину. Вика замедляет ход:  «Давайте, — говорит, — подвезем этого мужчину». Друг в недоумении:  «Конечно… Надо же, как он похож на Петросяна».  Она останавливается, я открываю дверь, а он смотрит на меня и…  не узнает. Не может поверить, что это я. Но когда наконец понял, узнал,  вы не представляете, в какой неописуемый восторг он пришел. Это был  невероятный эмоциональный взрыв, сохранившийся в памяти на всю жизнь.  
   
   
  — Сложно вам было покорять Москву?    
      — Я приехал сюда шестнадцати с половиной лет, сразу после  окончания школы. Даже не дождался выдачи аттестата (мне его потом  прислали), так как вступительные экзамены в театральные вузы проходили  на месяц раньше, чем в другие институты. Мама меня собрала, но сама  поехать не могла: отец очень болел, и она ухаживала за ним. В общем,  приехав в столицу, я оказался совершенно один в огромном городе,  которого не видел ни разу в жизни. И начал свою самостоятельную жизнь.  Снял комнатку — быт меня мало интересовал, меня волновали только вступительные экзамены и театрально-концертная  жизнь Москвы, в которую я ворвался со страшной силой: каждый вечер  ходил на спектакли и концерты.  
   
  Поступил в ВТМЭИ — Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного  искусства, окончил ее. Наша выпускная программа называлась «В жизни раз  бывает 18 лет», я в ней конферировал. После чего меня стали приглашать  на все ведущие концертные площадки страны. Мне повезло в жизни:  практически все артисты эстрады того времени, за малым исключением, были  моими старшими товарищами. На сцене я их объявлял, а в жизни они  относились ко мне как наставники, опекали. Называли меня сыном  эстрадного полка.  
   
   
  — А кто был в «полку»?    
      — В студии мне преподавали актерское мастерство Рина Васильевна  Зеленая и Алексей Григорьевич Алексеев — первый советский конферансье.  Лев Борисович Миров, Мария Владимировна Миронова ставили мне номера.  Леонид Осипович Утесов был моим учителем и партнером — пять лет  я работал в качестве конферансье в его оркестре, да еще играл с ним  разные сценки. И многие другие артисты. Все они учили меня канонам  жанра, этике, что-то советовали, приглашали к себе домой, все время  говорили об искусстве. Мы много общались вне сцены, и я ловил каждое их  слово.  
— Вы были настолько погружены в творчество, что на любовь времени не оставалось? Или все-таки находились лазейки?    
      — Я действительно полностью был в творчестве, но, естественно,  ничто человеческое мне не было чуждо. В Баку я был влюблен в девочку  старше меня на год. О моих чувствах к ней знала вся школа, и все очень  переживали, потому что избранница была старше и игнорировала меня. Однажды я собрался с духом и назначил ей свидание, но она, увы, не пришла.  
   
  Прошло тридцать с лишним лет, и на одном из концертов мне вручает цветы  какая-то женщина. Я стою на сцене, а она — внизу, в партере. Передавая  мне букет, она спрашивает: «Узнал?!» А я не понял, кто это. Но потом она  все объяснила. Она многие годы приходила с мужем на мои концерты.
— Вы рано стали отцом. Будучи мальчишкой, прочувствовали суть отцовства или ничего про это не поняли?    
      Евгений Ваганович: Почему это я не понял?  
   
  Вика: Папа очень много уделял мне внимания. Но я сумела оценить  это по-настоящему, лишь когда сама стала мамой. Представьте, молодой, но  уже известный артист, а тут детская поликлиника, родительские собрания…  Казалось бы, его вообще не должны интересовать всякие детские нужды —  сапожки, курточки, колготки и прочее. При этом папа был очень занят:  концерты, бесконечные репетиции, съемки и гастроли. Да и вообще он был  совсем молодым, мог бы жить своей яркой, гламурной жизнью. Ан нет! Он  часто ходил со мной всюду: в кино, театры, музеи, цирк, зоопарк,  в «Детский мир» или просто гулять.  
   
  Евгений Ваганович: Боже, что ты помнишь! А что, собственно, в этом такого?  
   
  Вика: Немногие мужчины так поступают. Поразительно, что папе на все это хватало желания, времени и энергии. Мне казалось, что папа — это праздник. У меня  и до сих пор такое ощущение осталось. С папой моя жизнь всегда  наполнялась чем-то красивым, вкусным, нарядным, смешными концертами,  всякими подарками. Помню, когда я училась в первом классе, он подарил  мне импортный махровый халат в красно-белый горошек. Сейчас, наверное,  это звучит смешно, но тогда в том халате я чувствовала себя королевой.  И таких примеров масса.  
   
  Евгений Ваганович: По-моему, больше всего твое воображение потрясла жвачка.  
   
  Вика: Да, благодаря этому я приобрела во дворе невиданную популярность. Нынешним молодым людям такое трудно представить.  
   
  Евгений Ваганович: Ну да, жвачки в Советском Союзе не было в помине, а я вдруг привез из-за границы, причем много.  
   
  Вика: Но ты же не просто мне ее вручил. Было так: папа приезжает  и дает мне коробочку жвачки. Я обрадовалась: «Ничего себе, целая  пачка!» Даже усомнилась, что все это мне одной. «Все тебе», — говорит  папа. «Папочка, спасибо большое!» Он спрашивает: «Ты рада?» — «Очень!» —  «Ну, — улыбается папа, — тогда возьми еще одну». От счастья я потеряла  дар речи. Думаю: «Ух ты — две! Немножко дам Тане, немножко Альбине, и у  меня еще столько останется! Вот здорово!» Папа спрашивает: «Рада?»  Я кидаюсь его целовать: «Ой, не то слово, я в восторге!» Он говорит:  «Хорошо, да? Ну, тогда на тебе третью». В итоге он вручил мне штук  десять и каждый раз разыгрывал ситуацию так, что я не догадывалась  о том, что будет продолжение.  
— Известность отца как-то отражалась на вас?    
      Вика: Папа был известным артистом всю мою жизнь, поэтому  я не знаю, как бывает по-другому. Но, если честно, это доставляло  мне скорее неудобство. Помню такой эпизод: папа приехал с шефским  концертом к нам в пионерский лагерь…  
   
  Евгений Ваганович: Да? Я выступал перед пионэрами?!  
   
  Вика: И кроме пионеров, собралось еще полсела народа — все местные пришли. А я была девочка домашняя и очень  скучала. И вдруг узнаю, что приехал папа.  Обрадовалась и побежала к входу. Смотрю, ажиотаж дикий: дети лезут  на заборы; воспитатели, вожатые, деревенские — все столпились.  Я спрашиваю: «Что случилось?», а меня оттесняют: «Отойди, девочка,  не мешайся!» Я опять к кому-то обращаюсь с тем же вопросом, и какой-то  мальчик мне говорит: «Да не мешай ты, Петросян приехал!» И я…  расплакалась. Стою, и слезы льются по щекам. Долго так плакала.  
   
  Евгений Ваганович: Да ты что? Плакала?! Зачем? Я все равно нашел бы тебя.  
   
  Вика: Мне казалось, что они не подпустят меня к тебе. Я же тебя ждала.  
   
  Евгений Ваганович: Хочу заметить, что маленькую Вику запомнили  многие зрители. В самом начале, когда только построили концертную студию  в Останкино, моя семилетняя дочка выступила вместе со мной — читала  стихотворение о папе. Закончив читать, Вика сказала: «Папа, пойдем  домой!» Тут все узнали, что это моя дочь. Ее выступление произвело  на всех неизгладимое впечатление. А еще она маленькой выступила  в Центральном доме работников искусств, где я давал сольный концерт.  Веселый был вечер. Вика шпарила шутливые переводы с латыни. Удивительное  было явление, все были поражены, растроганы и потом в театральных  кругах долго вспоминали этот ее сольный номер.  
   
   
  — Неужели после таких успехов не возникло желание стать актрисой?    
      Евгений Ваганович: Возникло. Поэтому Вика училась в школе  с театральным уклоном, и в школу речи ходила, и в студии при телевидении  занималась — они там читали стихи и, между прочим, раз в неделю  выходили в эфир. Но когда дочка оканчивала десятый класс, намереваясь  поступать на актерское отделение, я предложил ей что-нибудь  мне почитать. Она почитала. И я сказал: «Особых данных не вижу. Может,  они есть внутри, но сейчас не просматриваются. Я не рекомендовал бы тебе  поступать, а ты думай, как тебе быть». Я считаю, что актерские династии  прекрасны, если они идут по возрастающей, но когда по убывающей — это  ужасно, стыдно.  
   
  В общем, Вика стала искусствоведом. Но сейчас, когда я вижу, как  интересно, смешно она иногда пародирует наших знакомых, у меня  закрадывается шальная мысль: «Может, я тогда погорячился? Вдруг ошибся  и изменил намеченный ей путь?» Но потом возникает следующая мысль,  которой я однажды поделился с Викой: «Это же был первый барьерчик  на твоем пути, и если бы у тебя было неистовое желание стать артисткой —  такое, например, как в свое время у меня, ты с легкостью его преодолела  бы. И в этом случае я конечно же тебе помогал бы. Но у тебя настроя  на преодоление не было».  
   
   
  — В прессе писали, что вы с дочерью поссорились и не общались аж 10 лет…    
      Вика: А почему не двадцать, не тридцать? Чушь какая-то.  
Евгений Ваганович: Нет, мы не поссорились. Просто сложилась такая ситуация, что Вику муж увез в Америку. А я считал и считаю, что дети должны жить рядом с родителями — по-моему, это нормальная позиция. Мы растим детей для того, чтобы они были неподалеку от нас, а не на Марсе. Разумеется, я был огорчен.
— Вика, чем же вы занялись в Америке?    
      — По части профессии я всю жизнь занимаюсь художественными  выставками в качестве куратора. А еще вырастила двоих сыновей: Андрею  сейчас 20 лет, Марку — 17.  
   
   
  — Дедушка с внуками общается?    
      Евгений Ваганович: Естественно, куда же я денусь. Просто  они далеко, и это, к сожалению, минимизирует наши контакты. А ребята они  прекрасные — воспитанные, образованные, интеллигентные. Представляете,  внук мне говорит: «Дедушка, спасибо тебе большое за то, что делаешь  мне замечания». Причем совершенно искренне. И я понимаю, что у этого  человека настрой на совершенствование.
Очень интересные мальчики. Андрей прекрасно  образован для своих 20 лет. Учится по направлению «глобальная мировая  культура» — занимается литературой, историей, языками, искусством,  философией, много пишет. Работал в палаццо Строцци (флорентийский дворец  эпохи Возрождения. — Прим. «ТН») на большой выставке Пикассо. Готовится  к защите диссертации, в дальнейшем хочет преподавать, быть профессором  литературы и искусства. Играет на фортепьяно и на ударных, хорошо поет —  выступал даже в «Метрополитен-опере» в одном концерте с Пласидо  Доминго.  
   
  А Марк у нас человек технический. Хотя снялся в двух фильмах, с одним  из них был даже на Каннском фестивале, но от карьеры в Голливуде  отказался. В этом году он оканчивает школу, планирует заниматься  компьютерами и финансами.  
   
   
  — Он тоже говорит по-русски?    
      Вика: Да, прекрасно. И говорит, и пишет.  
   
   
  — Некоторое время назад СМИ запестрели сообщениями о том, что  Петросян и Степаненко разошлись. И сейчас многие уверены, что вы  в разводе. Это так?    
Евгений Ваганович: Эти идиотские слухи распространялись кем-то намеренно — не понимаю, кем и для чего! Мы с Еленой не давали никакого повода. Остается предположить, что это была чистейшей воды оплаченная заказуха. Мы с Леной даже не ссорились. Дикость какая-то. Отвратительно. И я не знаю, как это прокомментировать. Могу сказать только одно: вранье! А сегодня Лены нет здесь с нами потому, что завтра мы уезжаем и ей надо успеть собраться в дорогу, да еще сделать множество важных дел, которые она не может отменить.
— Евгений Ваганович, два года назад вы  перенесли операцию на сердце, а это всегда опасная история, пограничная,  что ли. Как ощущали себя тогда?    
      — Ну, в туннелях каких-то я не был, никаких переосмыслений  не произошло. Вообще кардинально ничего не поменялось. Кроме, пожалуй,  увеличившегося количества таблеток. Понимаете, мне помогает  сориентироваться в жизни вера. Я не сомневаюсь в том, что все в жизни  происходит не просто так — на все есть воля Божья. Соответственно, и в  больницу я попал не случайно. Хотя вроде бы это произошло как раз  случайно: просто по какой-то надобности зашел в поликлинику, а там  мне вдруг поставили диагноз.  
Операцию делал профессор Лео Бокерия  (академик, главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им.  Бакулева. — Прим. «ТН») и его потрясающая команда. Он меня поддержал,  успокоил. Перед операцией я спросил: «Ну что, Лео Антонович,  мне на всякий случай попрощаться с близкими?» Я спокойно задал вопрос,  без пафоса и паники. Но он замахал на меня руками: «Что ты, это ерунда,  сделаем все в два счета, даже не заметишь!» Тень сомнения у меня  исчезла. Я очень благодарен этому гениальному человеку.  
   
  Вика: Мне папа ничего не сказал. Я, конечно, знала, что ему надо  оперироваться, но день он не сообщил — не хотел, чтобы я нервничала.  
   
   Евгений Ваганович: Но она все равно приехала.  
   
  Вика: Я как раз должна была вылетать из Нью-Йорка, и тут звонит  папа. Мы разговариваем, он что-то рассказывает, о чем-то расспрашивает,  а мне пора в аэропорт ехать, опаздываю на самолет, и… я себя выдала,  сказала: «Что-то у тебя в больнице связь плохая». Он всполошился: «А  с чего ты взяла, что я в больнице?»  
   
  Евгений Ваганович: В общем, я ничего не боялся, перед операцией  спал спокойно. А врачи, наоборот, нервничали, все время ко  мне заглядывали. Один, помнится, сказал: «Значит, так, Евгений  Ваганович, когда проснетесь после операции, увидите перед собой белое.  Не пугайтесь — это потолок». Я смеясь ответил: «Главное, чтобы потолок  этот был не деревянный и не расположенный близко к носу». Врач выскочил  из палаты ошарашенный.  
   
   
  — Вы еще и шутили в той ситуации?    
      — Знаете, много лет назад я выпустил книгу «Петросмешки» — второй  том книги «Петросян в стране анекдотов», в которой я не автор анекдотов,  а их интерпретатор. Так вот, один раздел посвящен именно смеху  в медицине — как силе, побеждающей болезни. Поверьте, смех — великая  живительная, терапевтическая сила. Поэтому-то спустя месяц после  операции я уже выступал на фестивале юмора в Юрмале и плясал на сцене.  
   
  Вика: А в больнице был еще смешной момент. Когда папу перевели  в палату, Лео Антонович велел мне переодеться в медсестринскую  спецодежду. Я переоделась. И все никак не могла понять, почему  сотрудники клиники на меня так плохо реагируют. То лечащий врач за что-то  отругает, то старшая медсестра. Все делают замечания — почему таблетку  не дала, почему капельницу не переставила… Я переживала: «Господи, я же  ничего не понимаю, за что они меня шугают?!» Нервничала, начинала  суетиться, что-то искать. Вдруг пришла лечащий врач и возмущенно  спросила: «А вы с какой стати тут сидите? Вам что, заняться нечем?!»  Я совсем растерялась. Потом оказалось, что все приняли меня за  новенькую нерасторопную медсестру.  
   
  Евгений Ваганович: В этом «институте сердца» удивительный  коллектив. Я наблюдал за их работой и был потрясен. Никто там  не разглагольствовал на посторонние темы, все взаимодействовали точно,  четко, безупречно. И отношение ко мне было удивительное, за что я очень  признателен всему медицинскому персоналу. Журналисты из желтой прессы  предлагали $5 тыс. за мое фото в реанимации. Но никто не польстился.  Хотя медсестры не столь богаты, чтобы отказываться от таких денег.  Сотрудники клиники столько сил вложили в то, чтобы я жил, — это просто  обязывает меня быть в строю.  
   
   
  — А супруга принимала участие в вашем восстановлении?    
      — Я даже не понимаю вашего вопроса. Разумеется, Лена была со мной  все время. Они с Викой постоянно суетились возле меня, поддерживали  и молились. Первые, кого я увидел, вернувшись из реанимации, были они.  
   
   
  — Евгений Ваганович, за полсотни лет вы стали родным человеком не только для своей семьи, но и для огромного количества людей…    
      — Вот это для меня очень ценные слова. Правда, за десятки лет  у меня выработалось нескромное, но абсолютно точное ощущение, которое  не вытравить ничем: все зрители — мои родственники, моя семья. (С  улыбкой.) Вот такой я сумасшедший!  
   
   
  — И вас не раздражают люди? Многие артисты вне работы сторонятся их.    
      — Боже! Какие жуткие слова вы говорите! Я же работаю и живу  для людей. И если человек подходит ко мне с добрыми глазами, говорит  что-то приятное, как я могу отвернуться от него, отойти?! И почему  я должен отворачиваться?  
   
  Однажды я был в подмосковном санатории, где отдыхали триста с лишним  человек. И все они здоровались со мной три раза в день, просили  сфотографироваться, заговаривали, рассказывали про свою жизнь. И я  останавливался, с каждым говорил. Один сказал: «Наверное,  для вас это очень утомительно? Представляю, как мы вам надоели!»  Я искренне ответил: «Господь с вами, это счастье для артиста».  
   
  По известному нам из фильма «Доживем до понедельника» определению,  «счастье — это когда тебя понимают». Эту мысль много тысяч лет назад  сформулировал великий Конфуций: «Счастье — когда тебя понимают, большое  счастье — когда тебя любят, настоящее счастье — когда любишь ты». И это  правда. Когда понимаешь, что ты на свете не один, что нужен людям, что  любишь и любим, — ощущаешь себя поистине счастливым человеком.  
- Поделиться в
 
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
